Требования к устройству полов в паркинге

   Главные требования, которым должны соответствовать полы любого паркинга – прочность, долговечность и эстетичный внешний вид. Интенсивность на разных участках пола паркинга различна. Выполняя устройство полов в паркинге, это нужно обязательно учитывать.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОЛОВ В ПАРКИНГЕ – УКЛАДКА НАЛИВНЫХ ПОЛИМЕРНЫХ ЭПОКСИДНЫХ ИЛИ ПОЛИУРЕТАНОВЫХ ПОЛОВ, ПОКРЫТИЙ ИЗ РЕЗИНОВОЙ КРОШКИ

   На практике зачастую, осуществляя устройство полов в подземных паркингах, используют одинаковое покрытие на всей площади стоянки. Последствия таких «ошибок» становятся очевидны уже после первого зимнего сезона. По этим причинам важно еще на стадии проектирования выбрать оптимальный вариант конструкции защитного покрытия, произвести работы по обустройству пола с учетом существующих технических требований.

   Начиная разговор о требованиях, предъявляемых к обустройству паркингов, стоит вспомнить, что полы в паркингах относятся к категории промышленных. Соответственно, к ним предъявляются схожие требования, главные среди которых – износостойкость, высокая атмосферо-, морозо- и влагостойкость покрытия. Свои коррективы вносит специфика помещения паркинга, которое принято делить на 3 зоны:

   • въезда/выезда (пандусы). Испытываемые нагрузки связаны с высокой интенсивностью движения, разгоном и торможением автомобилей на этом участке. Покрытие здесь должно быть шероховатым для достаточного сцепления колес автомобилей с поверхностью пола, предотвращения вероятности скольжения или пробуксовок колес. Шероховатость обеспечивается наполнителем, который закладывается в конструкцию пола. Повышенные требования на этом участке предъявляются и к морозоустойчивости бетонного покрытия, т.к. в период отрицательных температур ворота паркингов некоторое время держатся открытыми. Отрицательные температуры могут привести к промерзанию грунта под полом и в случае его пучинистости вызвать деформации и трещины в бетонном полу. Особенно это опасно в радиусе 10–12 м от ворот. Деформации пола также возможны в случае промерзания грунтов во время строительства. Поэтому участок въезда/выезда в паркинге должен быть утеплен;

   • зона проезда транспортных средств. Особые требования предъявляются к износоустойчивости покрытия, толщина которого должна быть в пределах 3–6 мм. На первых этажах паркинга в зоне проезда автотранспорта рекомендуется использовать гидроизоляционную систему;

   • зона парковки. Покрытие испытывает статичные нагрузки, динамические нагрузки минимальны. В бетонных полах на поверхности образуется кремнеземная пыль, которая при эксплуатации помещения легко переносится, оседает на расположенных в помещении объектах, в данном случае автомобилях. Для обеспечения отсутствия пыли, повышенной прочности и долговечности покрытия его обрабатывают упрочняющей пропиткой или же наносят полимерное покрытие. Парковочная зона, обработанная этим составам, может эксплуатироваться транспортными средствами весом до 4 т.

ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ГИДРОИЗОЛЯЦИИ

   Устройство пола в паркингах требует использования гидроизоляционного слоя, особенно если уровень грунтовых вод высок.

  Действующий сегодня в РБ технический документ, регламентирующий требования к устройству полов – ТКП 45-5.09-128–2009 (02250) «Полы. Правила устройства» (введен в действие 14.04.2009) – среди всего прочего устанавливает требования к материалам, применяемым для гидроизоляции полов. Так, оклеечная гидроизоляция должна соответствовать следующим нормативным документам: СТБ 1107, СТБ 1485, ГОСТ 7415, ГОСТ 10296 и др. ТНПА.

   Гидроизоляция должна выполняться в соответствии с требованиями ТКП 45-5.08-75 «Изоляционные покрытия. Правила устройства». Так как паркинг является местом постоянного присутствия воды, при его устройстве следует учесть требование, оговоренное пунктом 4.5.4 ТКП 45-5.09-128–2009 (02250): «Гидроизоляция в помещениях с мокрыми процессами в местах примыкания пола к вертикальным поверхностям должна устраиваться на высоту, указанную в проектной документации, но не менее чем на 300 мм». Все остальные требования к устройству гидроизоляции определяются проектной документацией.

ВЫПОЛНЕНИЕ ОДНИХ ТРЕБОВАНИЙ ПОРОЖДАЕТ ДРУГИЕ

   Для того чтобы сооружение отвечало требованиям пожарной безопасности, оконные проемы в паркингах не остекляются. В результате вместе с ветром на этажи паркинга попадают атмосферные осадки, напольное покрытие оказывается не защищенным от проникновения воды, что постепенно приводит к его разрушению.

   Для того чтобы снизить количество попадающей внутрь жидкости, над оконными проемами размещают металлические козырьки. Однако внутрь помещения вода попадает не только через окна, но и на колесах машин. Как правило, разуклонка и водосток в паркинге изначально отсутствуют. Вода накапливается в неровностях пола и разрушает его фрагментарно, просачивается на нижние уровни. Обычный пылящий бетон, созданный на основе портландцемента, легко разрушается и теряет прочность.

   При высыхании воды на таком полу образуется пыль, которая, поднимаясь в воздух, оседает на кузовах машин, находящихся в паркинге, что ухудшает их внешний вид и снижает срок эксплуатации. Толщина перекрытия паркинга составляет 10–15 см, а под действием осадков в течение года разрушается до 10–12 мм. Таким образом, через 5–6 лет состояние перекрытий потребует вывода сооружения из эксплуатации.

   Потому с целью отвода избыточного количества воды с поверхности пола паркинга рабочим проектом должна быть предусмотрена система линейного водоотвода в тело пола, устройство уклонов пола (разуклонки) к водоприемным желобам, наличие гидроизоляции в конструкции пола паркинга.

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОКРЫТИЯ

    Для упрочнения конструкции пола используются разные способы.

  Для увеличения прочности бетона на сжатие применяют армирование. Армирование бетона позволяет уменьшить толщину плиты. Для армирования полов используют арматуру, дисперсное армирование стальной фиброй, достаточно часто применяется и комбинированное армирование – арматурная сетка совместно со стальной фиброй. Выбор типа армирования определяет проектировщик в зависимости от требуемой степени надежности конструкции плиты в процессе длительной эксплуатации.

   Лицевым слоем пола паркинга зачастую является упрочняющее (сухие упрочняющие смеси) или полимерное покрытие пола.

   Получение готового к эксплуатации покрытия с упрочненным верхним слоем происходит за один рабочий цикл: сухая упрочняющая смесь рассыпается на поверхность свежеуложенного бетона и затирается бетоноотделочной машиной. Смесь проникает в верхний слой бетонной поверхности, составляя с ней единое целое.

   Полимерное покрытие иначе именуется наливным полом и представляет собой бесшовное покрытие, которое наносится на бетонную основу.

   Согласно действующему ТКП 45-5.09-128–2009 (02250) «Полы. Правила устройства» бесшовное покрытие должно отвечать следующим требованиям: перед нанесением покрытия бетонное основание должно быть ошлифовано (п. 4.11.3) и покрыто слоем грунтовки (п. 4.11.1). Иные требования определяются проектной документацией строящегося объекта.

   Таким образом, чтобы соответствовать требованиям, конструкция пола должна быть защищена от проникающей изнутри и снаружи влаги посредством гидроизоляции, особенное внимание должно быть уделено термоизоляции деформационных швов. Важное значение имеет упрочнение верхнего слоя бетонного покрытия с целью увеличения его износоустойчивости и обеспыленности.

   По словам Валерия Цырельчука, учредителя ООО «Компания БудВелес», участника III Республиканского практического форума «Промышленность строительных материалов Республики Беларусь. Эффективное управление, инновации, конкурентоспособность», интересный проект осуществляет «Компания БудВелес» совместно с литовской компанией Dunitas на объекте «Строительство торгового центра с гипермаркетом «Простор» в жилом р-не Каменная горка в г. Минске». Речь идет о многослойном гидроизолирующем эластичном покрытии из специальной битумно-полимерной эмульсии (производство Latexfalt B.V., Голландия) и износостойкого щебня (чаще всего гранита) «Латексфальт Паркдек», которое служит для паркингов автомобилей. «В условиях сезонной эксплуатации, а особенно в зимний период, когда шины автомобиля чаще всего покрыты шипами и большим количеством химических антиобледенительных реагентов, на сегодня у нас пока нет оптимального решения по выбору покрытия паркинга. Выбранный нами материал является ответом на эту проблему и способен обеспечить долговечность при эксплуатации паркингов.

   Технология производства работ при наличии необходимых механизмов несложная. На поверхность, заранее обработанную дробеструйной машиной, наносятся ручным или механизированным способом два слоя специальной битумно-полимерной эмульсии с промежуточными слоями гранитного щебня фракции 2–5 мм. Каждый слой щебня к тому же укатывается при помощи катка. Эмульсия прекрасно схватывает основание со щебнем, вместе с тем остается упругой и эластичной, тем самым обеспечивая необходимую гидроизоляцию поверхности. Ее толщина достигает 10 мм».