КАЧЕСТВО ПОЛА - В МЕХАНИЗАЦИИ ТРУДА

   Сегодня, когда сроки сдачи объекта в эксплуатацию очень важны для заказчика и влияют на конечную стоимость, большое значение придается качеству и технологичности устройства промышленного пола. В наше время технологии по устройству промышленных полов ушли настолько вперед, что делают невозможным проведение монтажных работ без применения современных машин, обеспечивающих качество работ и значительно повышающих производительность труда.

РЫНОК ПРЕДЛАГАЕТ

   Промышленные полы подвергаются большим нагрузкам, быстро изнашиваются, потому их укладка должна осуществляться с соблюдением всех принятых строительных норм и правил. Большое значение для работы с полами имеет специализированное оборудование: нарезчики швов, тележки для топпинга, глубинные вибраторы, затирочные машины и др.

   Современные машины, применяемые для устройства промышленных полов, позволяют силами бригады, состоящей из 7 человек, включая ночную смену, выполнять за сутки до 1000 м2 современных промышленных полов. При применении старых технологий такая производительность была невозможна. Если прежде пол мог заливать один человек, то в условиях, когда полы требуют высокой технологичности производства работ, возникает необходимость в привлечении бригады из 5-7 человек. При этом производительность труда очень высока.

   Чем больше бригада, тем сложнее наладить ее работу. Например, при монтаже акрилатных полов работы проводят одновременно, строго соблюдая последовательность операций. Если из этого звена один человек выпадает, нарушается весь процесс. Покрытие очень высокотехнологично, но использование техники позволяет, безусловно, улучшить и производительность, и качество работ. В свою очередь производительность труда зависит от того, какие машины применяются - малопроизводительные или высокопроизводительные. Поэтому очень многое зависит от желания подрядных организаций брать или не брать на вооружение то или иное оборудование.

   Сегодня машины, применяемые для устройства промышленных полов представлены на рынке в широком ассортименте и могут предлагаться клиенту в зависимости от того какие задачи перед монтажной организацией поставлены.

   Что касается качества работ, то все эти машины позволяют монтажникам хорошо выполнять работу Высокое качество также зависит от хорошей квалификации рабочих рук, которые используют эти машины. Технология монтажа промышленных полов исключает проведение ряда операций вручную.                                               .

   Белорусские производители тоже стали выпускать бетоноотделочные машины. Основная группа организаций государственной формы собственности приобретает технику белорусского производства. Среди частных компаний те, кто заботится о качестве работ, о престиже, приобретают известные зарубежные бренды. Прежде всего, это машины итальянских, немецких и американских производителей, которые хорошо представлены на рынке Беларуси.   

   В нашей стране предлагаются машины и таких известных марок, как Whiteman (Канада), Magic Screed (США) и др. Современные машины европейского и американского происхождения имеют сложное оборудование. Некоторые оснащены круиз- контролем. Например, на двухроторной машине канадского производства Whiteman машинист управляет техникой, находясь на самой машине, поэтому, по замыслу разработчиков, круиз-контроль необходим.

   Если подрядная организация  выполняет непостоянно работы по монтажу промышленных полов с помощью техники, она обычно предпочитает приобретать машины китайских и корейских производителей. Проблема сервисного обслуживания машин в свое время заставила некоторых поставщиков уйти с белорусского рынка. Цена на машины китайских производителей, которые активно продвигают свою технику за счет невысоких цен, сопоставима со стоимостью белорусских машин.

   Применив на практике технику разных производителей, некоторые подрядчики предпочитают использовать машинах турецкого производителя Oscar, который производит оборудование свыше 40 лет и поставляет его в более 50 стран мира. Компания располагает собственными производственными и сборочными мощностям и большим ассортиментом.

   Надо сказать, что существуют и сборочные производства, которые представляют собой небольшие цеха, куда от разных производителей поступают комплектующие, которые затем собираются. Минус таких сборочных производств в том, что они не рассчитаны на большие заказы, возникают проблемы не только с выполнением больших заявок, но и с последующим гарантийным и сервисным обслуживанием и поставкой запчастей. В то же время у производителей, располагающих собственными производственными площадями, изготовление машин для укладки промышленных полов поставлено на поток.

   Сегодня барьером для широкого  использования машин, ввозимых из-за рубежа, являются дополнительные затраты, которые несет поставщик и которые в итоге перекладываются на конечного покупателя. Таможенные пошлины, доставка, аренда складских помещений - все это требует определенных расходов, что увеличивает стоимость машины в два по сравнению с тем, сколько она стоит за рубежом.

БЕТОНАМ И ПОЛИМЕРАМ - СВОЯ ТЕХНИКА

   Какие механизмы необходимо использовать, на самом деле определяет технология. Дело в том, что промышленные полы делятся на бетонные и наливные. Полимерные полы укладываются в бетонное основание, и надобность в использовании определенных механизмов тоже есть.

   Например, когда необходимо смонтировать бетонный пол, его укладкой можно заниматься вручную, но можно применить и специальную машину - лазерный укладчик. К сожалению, его стоимость настолько высока, что не позволяет отечественным подрядчикам приобрести такую машину (стартовая цена начинается от 150 тыс. евро). Но если 80 % объема работ приходится выполнять малыми объемами, то эта машина монтажной организацией попросту не будет эффективно  использоваться.

   Для монтажа бетонного покрытия используется несколько групп механизмов. Для укладки бетона необходимы виброрейки, бетононасосы, лазерные бетоноукладчики, вакуумные установки.

   Для разравнивания, уплотнения и предварительного заглаживания основания бетонных и цементных полов и стяжек, а также мозаичных полимерцементных полов применяются виброрейки, представляющие собой стальную балку определенного профиля с помещенным на ней вибровозбудителем общего назначения. В зависимости от площади обработки и жесткости смеси используют одно- и двухбалочные виброрейки и виброрейки специального профиля.

   Обработка поверхности виброрейкой заключается в следующем: машина устанавливается на маячных рейках и перемещается оператором по поверхности полосы, разравнивая уложенную смесь и уплотняя ее. Установка вибровозбудителя на рейке, как правило, обеспечивает ее направленные колебания, причем результирующая центробежного усилия направлена в сторону движения рейки, что облегчает ее перемещение оператором. Это особенно важно для виброреек, имеющих значительную ширину захвата и массу. Для перемещения виброреек используют как жесткие рукоятки, так и гибкие тяги. Кроме электропри- водных применяют виброрейки с пневмодвигателями и двигателями внутреннего сгорания.

   Глубинные вибраторы применяются для укладки промышленных бетонных полов. Их применение уместно во всех случаях, когда высота бетонного слоя больше 80 мм. Оборудование этого типа подразделяется на две основные группы - механические и импульсные глубинные вибраторы. Импульсные стоят дороже, но зато имеют небольшой вес и размеры. Следует помнить, что они питаются от электрической сети, поэтому, если подводки электричества на объекте нет, придется применять механические глубинные вибраторы.

   Виброплиты обладают возможностью «зависать» над одним участком пола и работать в стесненных условиях. Так, виброплиты без проблем применяются в местах примыкания пола к стенам или в небольших котлованах.

   Следует сказать, что все бетоноотделочные машины любых производителей уплотняют бетонную смесь только вибрационным методом за счет колебания механического либо электромеханического частотного вибратора. В конструкцию бетоноотделочной машины обязательно включены привод, рабочий орган, рама и ручка.

   Опишем конструкцию и принцип действия одной из бетоноотделочных машин. Машина СО-333 предназначена для заглаживания бетонных поверхностей после обработки их виброрейками при устройстве бетонных полов в промышленном, гражданском и жилищном строительстве. В конструкцию машины включены: привод, рабочий орган, рама и ручка.

Рис. 1. Бетоноотделочная машина: 1 - регулятор угла наклона лопастей; 2 - регулятор высоты ручки; 3 - рукоятки управления; 4 - рычаг управления дроссельной заслонкой 5 - дроссель; 6 - защитный кожух приводного ремня; 7 - аварийный центробежный выключатель (останавливает двигатель в случае потери оператором контроля над машиной); 3 - вспомогательная труба для транспортировки; 9 -траверса; 10 – гнездо для установки транспортировочной трубы (чтобыподнять машину, вставьте туда трубу); 11 - лопасти 12 - основная труба-ручка; 13 - защитный каркас; 14 - двигатель Honda

   Привод представляет собой надежный циклоидный мотор-редуктор с усиленной опорой выходного вала с двухскоростнык электродвигателем, а рабочий орган, в зависимости от вида работ - или 4 лопасти, или заглаживающий диск. Обычно для грубого заглаживания бетонных поверхностей применяют диск, а для окончательного заглаживания - лопасти. Применение данного мотор-редуктора с боковой компоновкой электрошкафа позволит: опустить центр тяжести всей машины и сбалансировать возникающие усилия во время работы, что улучшило управляемое!! и качество выполняемых работ.

   Управление машиной осуществляется ручкой, прикрученной двумя болтами (верхним и боковым) к приводу. Внутри ручки проходит трос, с помощью которого приводится в действие механизм наклона лопастей. Нижний конец троса связан шплинтом с рычагом поворота лопастей Верхний конец троса закреплен на винте маховика. Маховик расположен в верхней части ручкм под рукой оператора. Вращая маховик, оператор имеет возможность плавно регулировать наклон лопастей даже во время работы машины. При необходимости для транспортировки вся ручка в сборе может быть демонтирована. Для безопасной работы машина оснащена рычажк: экстренной остановки. Оператору достаточно снять руки с рукоятки управления. Схема электрооборудования машины позволяет изменить направление вращения рабочего органа на противоположное при неправильной фрезеровке питающего кабеля с помощью переключателя фаз на панели электрошкафа. Применение магнитного пускателя исключает возможность самопроизвольного пуска двигателя при внезапной подаче напряжения и нажатом рычажке ручки управления.

   По технологии устройства бетонного пола необходима его финишная обработка, которую многие подрядные организации игнорируют и укладывают бетон без этой операции. Но этот подход - вчерашний день. Чтобы бетон отвечал современным требованиям, необходимо проводить финишную обработку. Она позволяет уплотнить поверхностный слой бетона. При этом ликвидируются мелкие поверхностные углубления, утапливается крупный заполнитель. Обработка бетона с целью снижения пыльности позволяет получить ровную поверхность и уменьшить образование пыли во время работ. Для этих целей используются лопастные, затирочные, заглаживающие машины. Мозаичношлифовальные машины используются после твердения бетона. Для нанесения упрочнителя - топпинга - используются распределительные тележки.

   Чтобы осуществить монтаж полимерного пола, нужно располагать не только квалифицированной рабочей силой, но и определенной степенью механизации. Какие виды механизмов должны применяться при укладке наливного пола, определяется технологическими картами. Но дело в том, что не каждая организация имеет эти механизмы, а зачастую стремится обойтись без них.

   В наливных полах основные большие механизмы применяются для подготовки основания. Дело в том, что наливные полы часто устраиваются на старых основаниях, которые эксплуатировались прежде. И здесь, прежде всего, используются дробеструйные, фрезеровальные и шлифовальные машины. Это три типа машин, которые применяются для качественной подготовки основания. Такие машины всегда работают в паре с промышленными пылесосами. Это группа механизмов, которая позволяет бесшумно, беспыльно и качественно подготавливать основание.

   Для устройства самих наливных полов большие механизмы не используются. Если устраиваются самонивелирующие стяжки, то могут использоваться растворосмесители, растворонасосы, растворомешалки, применяемые для замешивания, когда нужно использовать большие объемы материала. Но в основном применяются либо средства малой механизации, например электроинструмент (дрели, шлифовальные машины), либо ручной инструмент.

   Для выравнивания бетонных поверхностей применяются специальные затирочные машины. Их также называют бетоноотделочными и заглаживающими либо «вертолетами» в силу особенности конструкции некоторых из них. Машины для заглаживания бетонных полов в зависимости от вида рабочего органа подразделяются на лопастные и дисковые.

   Лопастные машины выпускаются трех- и четырехлопастными. Трехлопастные машины предназначены для заглаживания и относительно грубой отделки бетонных полов, а четырехлопастные - для чистовой обработки поверхности. Заглаживание полов производится после предварительного схватывания бетона. Производительность лопастных машин зависит от многих факторов: ширины захвата, мощности двигателя, угловой скорости рабочего органа, состояния обрабатываемой поверхности и квалификации оператора. Четырехлопастные машины более устойчивы в работе, меньше вибрируют и обеспечивают лучшую чистоту обработки. Частота вращения рабочего органа машин до 200 об/мин.

   Дисковая заглаживающая машина состоит из затирочного диска, электродвигателя, червячного редуктора, узла управления и ходовой части. Откидной болт предназначен для натяжения клиноременной передачи. Ходовая часть используется только для транспортирования машины в пределах объекта, в процессе работы ее снимают. Вращение затирочному диску передается от электродвигателя клиноременной передачей и червячным редуктором через фрикционную муфту, срабатывающую при превышении расчетного момента и обеспечивающую защиту оператора. Дисковые заглаживающие машины имеют меньшую производительность по сравнению с лопастными, но позволяют получить более качественную поверхность обработки. Вибрация, создаваемая машиной в процессе работы, благодаря более уравновешенному режиму работы, также много меньше, чем у лопастных.

   Заглаживающая (затирочная) машина используется лля обработки бетонных полов с возможностью обработки краев и стыков. Оборудование оснащается специальными ножами (лопастями), которые при скольжении машины по полу, ус _ - ровности бетона и одновременно заглаживают его. Процедура подготовки пола зачастую длится примерно 5-10 ч, но она необходима, поскольку поверхность бетона должна быть ровной и прочной. На рынке присутствуют однороторные и двухроторные затирочные машины. Двухроторные более мощные, производительные, поскольку оснащены двумя моторами.

   Например, испанская машина Halcon 120 - это машина с водяным баком, управляемым с рабочего места оператора. Она может быть оборудована транспортными колесами, которые поставляются дополнительно.

   Данная затирочная машина оснащается редукторной коробкой из литого алюминия с внутренними коническими подшипниками и червячной передачей из шлифованного и закаленного металла, центробежным сцеплением, ручкой с регулируемой высотой.

   Обработка пола затирочными машинами разделяется на два периода. Сначала производится грубая затирка поверхности с использованием специальных дисков. Осуществляется она сразу же по наступлении того момента, когда по свежему бетону уже можно ходить. Грубую обработку и заглаживание производят на меньших, а чистовую - на больших скоростях. Кроме того, выбор угловой скорости зависит от состояния обрабатываемой поверхности (чем выше твердость, тем больше должна быть скорость). Сменные стальные лопасти в зависимости от требований к качеству обрабатываемой поверхности изготовляются разной ширины. Широкие лопасти применяют для затирки.

   Далее, после затвердевания, производится окончательная доводка и шлифовка поверхности до нужного состояния с помощью специальных ножей. Кроме выравнивания бетона, затирочные машины также применяют для подготовки гипсовых и цементно-песчаных стяжек под дальнейшую укладку ковровых покрытий.

   На сегодняшний день выпускаются разные варианты этого оборудования. Отличаются они особенностями конструкции и применяемым топливом. Вне зависимости от числа двигателей, которых может быть от одного до двух, работают затирочные машины для бетона по одному принципу: двигатель, закрепленный на прочной раме, вращает лопасти- ножи либо шлифовальные диски, которые выравнивают и заглаживают поверхность. Приводится в движение такое оборудование как двигателем внутреннего сгорания, на манер газонокосилки, так и электродвигателем.

   Соответственно, в качестве топлива используется либо бензин, либо электроэнергия. Затирочные машины с бензиновым двигателем более мощные, поэтому в аренде более популярны. Зато электродвигатель позволяет свободно работать в закрытом помещении, т.к. нет никакого выхлопа, в отличие от двигателей внутреннего сгорания. Стоимость аренды электрических «вертолетов» находится примерно на уровне бензиновых - впрочем, взгляните сами на наш каталог. Ручные однороторные затирочные машины очень легкие и маневренные. Ими удобно орудовать в ограниченном пространстве и труднодоступных местах, а также заглаживать углы. Ручные «вертолеты» быстро упаковываются и легко переносятся. Из-за высокой мобильности они широко применяются при обработке полов в многоквартирных новостройках. Двухроторные самоходные затирочные машины по бетону оборудуются специальным креслом для оператора. Они предназначены для обработки больших помещений. Такие агрегаты могут ездить по бетонному покрытию во всех направлениях. Бывают также полностью автоматические модели, однако они довольно дороги и не пользуются большой популярностью.

   Вибротрамбовки применяются для уплотнения покрытий в тех случаях, когда невозможно использовать большие трамбовочные машины. Несмотря на компактные размеры, вибротрамбовки удобны в эксплуатации и обеспечивают высокое качество работ. Для их перемещения не требуются грузоподъемные средства, что снижает затраты на устройство промышленного пола.

   Существует и группа вспомогательного оборудования - шовнарезчики, полировальные машины, поломоечные машины, распылители для нанесения запечатывающего лака и т.д.

   Шовнарезчики используются для предупреждения возникновения трещин в бетонных полах. Смысл их работы заключается в разделении пола на квадраты. Это снимает напряжение, позволяет полу легче выдерживать нагрузки и предотвращает образование трещин. В зависимости от типа промышленного пола и его высоты, шовнарезчики оборудуются разными типами двигателей. Бензиновые - самые мощные и могут делать нарезку большей глубины.

ГЛАВНОЕ - КВАЛИФИКАЦИЯ

   Если говорить о бетоноотделочных машинах, которые используются для финишной обработки, то без их применения никакую финишную обработу получить невозможно. Как только речь заходит о подготовке основания наливных полов, то неиспользование нужных механизмов скажется на качестве устройства данных полов. Подготовка основания выполняется всегда для того, чтобы обеспечить хорошую адгезию полимерного покрытия с основанием. Если не проводить хорошей подготовки основания, то можно получить плохую адгезию и, как следствие, в процессе эксплуатации - отслоение.

   При укладке бетона рекомендуется использовать поверхностную виброрейку. Можно, конечно, применить в этом случае глубинный вибратор, но все равно без процесса вибрирования бетон не уложить. При помощи лопаты эту операцию выполнять нельзя. Основное достоинство машин, применяемых для укладки промышленных полов, заключается в том, что такие машины очень эффективны и долговечны в эксплуатации, если попадают в руки профессионалов. Руководители подрядных организаций нередко сталкиваются с тем, что они не могут возложить материальную ответственность на рабочего, который неправильно эксплуатирует технику. Прораб тоже не может уследить за каждым из них. Возникает замкнутый круг. Получается, что убытки несет собственник, который приобретает оборудование за свои деньги.

   Когда белорусские подрядчики однажды пожаловались западному производителю, что машины в Беларуси ломаются часто, то зарубежные специалисты были очень удивлены. Проблема заключается в том, что квалификация белорусских рабочих невысока. Например, небольшим подрядным фирмам содержать штат механиков очень накладно, поэтому вся ответственность за машину возлагается на производителя работ и рабочих, которые занимаются эксплуатацией машин. Казалось бы, чего проще: заведи журнал, делай в нем отметки о техническом обслуживании машин, - но практика показала, что в итоге эти машины все равно не обслуживались вовремя. Поэтому они чаще выходили из строя. Вторая причина - это невысокая квалификация самих рабочих.

   С машиной нужно работать умело. Скажем, она предназначена для работы на еще не застывшем бетоне. Получается, если бетон толком не успел застыть, это плохо, потому что при использовании машина испытывает высокую нагрузку - ей приходится месить «лишний» бетон. Если бетон сильно застыл, это тоже плохо - нужно разбивать «лишний» бетон. Выходит, что машины эксплуатируются неправильно и преждевременно выходят из строя. В итоге существенно сокращается эксплуатационный ресурс за счет того, что рабочий не может определить момент, когда машину можно применять на бетоне. Таким образом, белорусские подрядные организации очень сильно проигрывают по квалификации рабочих зарубежным организациям.

КАКОЙ ОН, СЕРВИС?

    В основном на многих машинах применяются бензиновые двигатели Honda, которые в Беларуси неплохо обслуживаются, т.к. в стране работает официальное представительство компании. Оно и осуществляет капитальные ремонты, а также предлагает новые двигатели.

   Некоторые подрядчики считают, что в Беларуси доказать гарантийный случай практически невозможно - поставщики находят множество аргументов, чтобы объяснить клиенту, почему эта гарантия в данном конкретном случае не работает. Задаешь вопрос, что делать с поломкой, но, как правило, предлагают замену узла, потому что ремонт выполнить не могут. Если, например, вышла из строя муфта, то ее стоимость достигает половину стоимости машины, предназначенной для укладки промышленных полов. И при этом сервисная служба не может заменить в этой муфте пружину и предлагает заменить целый блок, но поставку блока нужно ждать еще 3 месяца. Однако все организации, занимающиеся поставками оборудования, заявляют о том, что они обеспечивают гарантийное сервисное обслуживание, но на деле не все готовы выполнять свои обязательства перед клиентами в полном объеме.

   «Отметим некоторые минусы в работе белорусских поставщиков, - делится опытом директор ООО «Компания «БудВелес» Валерий Цырельчук. - Во-первых, на складе не всегда можно найти нужную технику. Поставщики, как правило, работают под заказ. А такой метод требует времени и долгого ожидания со стороны заказчика. Во- вторых, аренда на белорусском рынке машин для укладки промышленных полов представлена слабо, а стоимость аренды неоправданно высока. Заказчику в такой ситуации приходиться на устройстве полов работать по неэффективной технологии с применением большого количества физического труда вместо аренды механизмов. Также одним из самых больших недостатков белорусского рынка является отсутствие пунктов»

.Журнал "Мастерская. Современное строительство" №4 июль-август 2012 г.